Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» приглашает к участию в городском этапе проектов эколого-биологической направленности на 2011/2012 учебный год «Мы и окружающая среда».
Сроки проведения: сентябрь 2011 года - февраль 2012 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о городском конкурсе экологических проектов
«Мы и окружающая среда»
- 1. Общие положения
1.1. городской конкурс экологических проектов «Мы и окружающая среда» (далее - Конкурс) проводится с целью привлечения обучающихся к изучению экологического состояния окружающей среды и здоровья человека посредством выполнения экологических проектов.
1.2. Задачи Конкурса:
- выявить и поощрить обучающихся, проявляющих интерес к экологическим проблемам;
- формировать навыки освоения простых методик выполнения экологических проектов;
- прививать навыки природоохранной деятельности.
1.3. Конкурс проводится в рамках работы областной экологической школы Кемеровской области.
1.4. Учредителем Конкурса является МОУ ДОД «Детско-юношеский центр». Конкурс организует и проводит муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр».
2. Участники Конкурса
2.1. В Конкурсе могут участвовать обучающиеся 7-11 классов образовательных учреждений всех типов и видов.
3. Содержание, сроки и порядок проведения
3.1. Конкурс проводится заочно.
3.2. Для участия в конкурсе необходимо выполнить экологические проекты (один, несколько или все четыре проекта) согласно календарного плана и принести результаты проектов до указанного срока. О содержании проектов будет сообщено дополнительно в информационном письме.
3.3. Конкурс проводится ежегодно, с сентября по март.
Календарный план
№ | Название проекта | Сроки выполнения проекта | Срок сдачи проекта |
1. | Птицы антропогенных ландшафтов | 01 сентября - 14 октября 2011 г. | до 14 октября 2011 г. |
2. | Чистый воздух
| Октябрь - 14 ноября 2011 г. | до 14 ноября 2011 г. |
3. | Экологический паспорт моей квартиры | Ноябрь -16 декабря 2012 г. | до 16 декабря 2012 г. |
4. | Экологический календарь
| Ноябрь - 10 февраля 2012 г. | до 10 февраля 2012 г. |
4. Критерии оценки результатов экологических проектов:
1) наличие введения, цели и задач;
2) глубина проработанности материала;
3) практическая значимость результатов проекта;
4) наличие наглядного материала (графики, диаграммы, таблицы);
5) наличие списка литературы;
6) грамотность и аккуратность оформления работы.
5. Требования к оформлению проектов
5.1. Титульный лист с указанием (сверху вниз) названия вышестоящей организации, учреждения; названия проекта; фамилии и имени (полностью) участника, класса, школы, телефона школы; города/района, наименования учреждения дополнительного образования детей, на базе которого выполнялась работа; фамилии, имени и отчества руководителя, должности, места работы; год выполнения проекта.
5.2. Проекты 1, 2, 3 принимаются в печатном виде, листы должны быть прочно скреплены. Результаты выполнения проекта № 4 должны быть оформлены в виде презентации Power Point (15-20 слайдов) и представлены на CD – диске.
5.3. Проекты направляются в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр» по адресу: пр. Коммунистический, 11.
Телефон: 2-84-20
6. Подведение итогов Конкурса
6.1. Победители по каждому проекту определяются по сумме набранных баллов и отправляются на областной этап конкурса экологических проектов «Мы и окружающая среда».
Программа проектов
ПРОЕКТ № 1
«Птицы антропогенных ландшафтов»
Оборудование: блокнот, карандаш, бинокль, определитель птиц.
Ход выполнения:
1. Используя литературу, в т.ч. определители птиц, изучите птиц вашей местности.
2. Проложите три линейных маршрута протяженностью около 1000 м.: один по центральным улицам вашего населенного пункта, второй - внутри кварталов по дворам, третий – по парку или скверу. Удобнее, чтобы все три маршрута были одинаковой длины.
3. Проведите учет птиц на линейном маршруте. Для этого идите по нему неспешным шагом и записывайте всех увиденных вами птиц.
4. Подсчитайте площадь исследованной вами территории. Для этого определите среднюю ширину учетной полосы, т.е. на каком расстоянии по обе стороны от своего маршрута в среднем вы учитывали всех птиц. Умножив ширину учетного маршрута на его длину, вы получите площадь обследованной территории. Рассчитайте какое количество птиц учтено на 1 га исследованной территории.
5. Составьте таблицу и занесите в нее полученные данные, в том числе: количество видов, количество особей каждого вида, плотность отдельных видов (количество особей на площадь), общее количество и плотность птиц на каждом из маршрутов.
6.Отметьте интересные находки: гнезда, многочисленные скопления водоплавающих или других птиц, хорошо сохранившиеся природные территории, где возможно обитание редких видов птиц.
7. Проанализируйте полученные результаты, сделайте выводы о распространении птиц в вашей местности.
8. Смастерите (удобную для птиц) и повесьте кормушку. Подкармливайте птиц в течение всего осенне-зимнего периода.
7. Зарисуйте или сделайте фотографии птиц, кормушки (по возможности), опишите «меню» кормушки.
Научившись, в результате выполнения этого проекта, проводить учет птиц вашей местности, вы сможете в следующем году принять участие во Всемирных днях наблюдения птиц, которые проводятся каждые два года в первые выходные дни октября.
ПРОЕКТ №2
«Чистый воздух»
Автомобильный транспорт представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота, углерода, углеводороды, сажа, сернистый газ, соединения свинца и др., всего около 4 кг таких веществ. Экспериментальным путем установлено, что масса выбрасываемого загрязняющего вещества зависит от типа автомобиля (грузовой, легковой, автобус), марки двигателя, вида топлива. Исходя из этого, автомобили разделили на следующие группы:
М1 - грузовые автомобили с бензиновыми двигателями (ГАЗ, ЗИЛ и др.);
М2 - грузовые автомобили с дизельными двигателями (КаМаз, большегрузные фургоны);
М3 – грузовые автомобили с газовыми двигателями (их легко узнать по газовым баллонам, расположенным, как правило, между кузовом и кабиной);
М4 - автобусы с бензиновыми двигателями (КаВЗ, ПАЗ, ЛАЗ и др);
М5 - автобусы с дизельными двигателями (Икарус и др);
М6 – микроавтобусы (машины скорой помощи, полиции и др);
М7 - легковые машины (отечественные и зарубежные);
Узнать какое количество вредных газов выбрасывается автомобилями вблизи вашего дома, школы можно воспользовавшись следующей методикой.
Оборудование: блокнот, карандаш, часы.
Ход выполнения:
- Недалеко от школы или вашего дома выберите 2-3 участка улиц, с разной интенсивностью движения. Длина участка - 100м.
- Подсчитайте число единиц автотранспорта, проходящего по участку за 15 минут. Умножив полученное число на 4, вы узнаете их численность за 1 час.
- Наблюдения проводятся 2 раза в сутки: 15 минут в течение обычного времени и 15 минут – в час пик. Для г. Кемерово время час пик принято с 7 до 9 утра и с 17 до 19 вечера, на обычное время приходится 14 часов, так как 6 часов ночного времени исключаем из расчетов, учитывая то, что в ночное время, транспорт почти не ходит. Рассчитайте количество транспорта на каждом участке за сутки
- Используя данные таблицы 1, рассчитайте количество загрязняющих веществ по каждой группе автомобилей и общее количество на каждом участке наблюдения за сутки, месяц, год.
Таблица 1
Удельный выброс загрязняющих веществ автотранспортом, г/км
Группа машин |
CxHy |
CO |
NOx |
М1 | 12,0 | 55,5 | 6,8 |
М2 | 6,4 | 15,0 | 8,5 |
М3 | 7,5 | 25,0 | 7,5 |
М4 | 9,6 | 51,5 | 6,4 |
М5 | 6,4 | 15,0 | 8,5 |
М6 | 1,6 | 16,1 | 2,2 |
М7 | 1,7 | 16,1 | 2,1 |
- Составьте итоговую таблицу, проанализируйте и сделайте выводы.
- Разработайте предложения для местной администрации по улучшению экологической ситуации.
ПРОЕКТ №3
«Экологический паспорт моей квартиры»
Очень часто, говоря об экологической опасности, мы подразумеваем, прежде всего, заражённый воздух, воду, почву. Но нельзя забывать, что люди значительную часть своего времени проводят в помещении. Поэтому качество жилища в значительной степени обуславливает здоровье человека.
Квартира – это комфортное и безопасное место, в котором должны быть обеспечены полноценный отдых и восстановление сил после учебы и работы.
Изучить экологическое состояние своей квартиры и составить её экологический паспорт мы предлагаем по следующей методике.
1. Расчет площади, приходящейся на одного жильца.
При помощи рулетки измеряется длина, ширина и высота жилища. Определяется его площадь и кубатура. Затем рассчитывается, какая площадь приходится на одного жильца.
2.Определение температурного режима в квартире.
Температура в жилище измеряется термометром. Полученные данные сравниваются с гигиеническими нормами.
3. Определение относительной влажности воздуха.
Для измерения используется гигрометр. Определяется влажность воздуха в жилище и сопоставляется с санитарно-гигиеническими нормами.
4. Определение режима вентиляции помещения.
Режим вентиляции определяется отношением площади форточек в помещении к площади пола. Для этого с помощью рулетки измеряют, вычисляют площадь открытых частей окна и умножают на количество окон. Затем определяют площадь пола и режим вентиляции по формуле
R = S1/S2, где S1 – площадь форточек
S2 – площадь пола
R – режим вентиляции.
5.Определение светового коэффициента.
Световой коэффициент – это отношение остекленной поверхности окна к площади пола. Для определения площади остекления измеряют площадь всех окон помещения, из которой вычитают 10-15 % (оконные переплеты).
Величина естественной освещенности помещения определяется по формуле:
п/о
СК = , где СК – световой коэффициент
п/п п/о – площадь окна
п/п – площадь пола
Определяется искусственное освещение по формуле:
МхН
КИО = п/п , где КИО – коэффициент искусственного освещения
М - мощность лампы в Ваттах
Н – количество ламп.
п/п – площадь пола
6. Степень озеленения жилища.
Подсчитывается количество декоративных растений в исследуемом помещении. Описывается их состояние, ухоженность, размещение.
7. Отделочные материалы, используемые в квартире.
Описывается покрытие пола в квартире, покрытие стен, мебель.
8. Определение других факторов. Выясняем, что еще может положительно или отрицательно повлиять на экологическое состояние вашего жилища.
Разработка экологического паспорта вашей квартиры и памятки «Как сделать наш дом экологически безопасным».
ПРОЕКТ №4
«Экологический календарь»
Выполняя этот проект, необходимо собрать и представить информацию о какой-либо дате экологического календаря в виде презентации Power Point.
Примерная структура информационных материалов:
- Название экологической даты
- Цель
- История (когда впервые стали отмечать эту дату, в связи с чем)
- Эмблема или символ даты (найди или разработай сам)
- Выдающиеся личности, связанные с данной датой
- Мероприятия, проводящиеся в рамках даты
- Характеристика проблемы, которой посвящена дата
– масштабы,
– причины возникновения,
– способы предотвращения,
– интересные факты, вопросы, загадки, стихи и т.д., относящиеся к этой дате,
– достижения науки в решении проблемы,
– ваше отношение к проблеме,
– актуальность проблемы для современного школьника,
– каким Вы видите решение проблемы.
Информация по т. Подробнее узнать о требованиях к оформлению проектов и заявок на участие в конкурсе, а также задать интересующие Вас вопросы можно на сайте www.eco-kem.ru
Телефон для справок: 2-84-20.
Гановичева С.В., зав.отделом.